Статья 7420

Название статьи

СУБКУЛЬТУРА И ЕЕ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ВУЗА 

Авторы

Гуськова Надежда Дмитриевна, доктор экономических наук, профессор, кафедра менеджмента, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва (Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, 68), E-mail: n.d.guskova@econom.mrsu.ru
Ерастова Александра Валерьевна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра менеджмента, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва (Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, 68), E-mail: erastova.74@inbox.ru 

Индекс УДК

316.35:378 

DOI

10.21685/2072-3016-2020-4-7 

Аннотация

Актуальность и цели. Многочисленные исследования, связанные с изучением организационной культуры, доказывают ее влияние на результативность деятельности организации. Культура организации не является единой, она складывается из субкультур отдельных подразделений, которые могут быть поддерживающими или противопоставлять себя общим ценностям. Целью исследования является определение взаимосвязей и взаимовлияний субкультур подразделений вуза на его базовую культуру.
Материалы и методы. В статье приводятся и анализируются результаты исследования субкультур подразделений ФГБОУ ВО «МГУ имени Н. П. Огарева» на основе методики OCAI К. Камерона и Р. Куина. Данная методика позволяет сопоставить существующую и предпочтительную культуры, определить культурный разрыв между ними и тем самым определить направления совершенствования культуры.
Результаты. Исследование субкультуры 16 факультетов и институтов Мордовского государственного университета позволило выявить доминирующий клановый тип культуры во многих подразделениях. Наряду с данным типом достаточно высокие баллы имеют бюрократическая и рыночная культуры. Исследование, направленное на выявление предпочитаемого типа культуры, показало необходимость дальнейшего развития клановой и адхократической культур с одновременным снижением влияния бюрократического и рыночного типов.
Выводы. Несмотря на то что каждое подразделение имеет свою уникальную организационную культуру с уникальным набором ценностей, однако в большинстве своем все эти ценности в большей или меньшей степени отражают и поддерживают базовую культуру ФГБОУ «МГУ имени Н. П. Огарева». Это свидетельствует о грамотно выстроенной политике управления организационной культурой университета. 

Ключевые слова

организационная культура, субкультура, культура вуза, ценности, классификационные признаки 

 

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Risman, D. Lonely crowd. The study of American Сharacter / D. Risman, N. Glaser, R. Danney. – New York, 1963. – 386 p.
2. Hebdige, D. Subculture: The Meaning of Stile / D. Hebdige. – London ; New York : Taylor and Francis, 2002. – 206 p.
3. Козлов, Н. И. Психологос. Энциклопедия практической психологии / Н. И. Козлов. – Москва : Эксмо, 2015. – 752 с.
4. Kossek, E. E. Work and Life Integration: Organizational, Cultural and Individual / E. E. Kossek, S. J. Lambert. – London : Lawrence Erlbaum Associates, 2005. – 572 p.
5. Саймон, С. Лидеры едят последними: как создать команду мечты / С. Саймон. – Москва : Эксмо, 2020. – 334 с.
6. Мельник, И. Субкультура в организациях / И. Мельник // Персонал-Микс. – 2004. – № 1 (20). – URL: http://www.personal-mix.ru/english/archive.phtml (дата обращения: 06.03.2020).
7. Манхем, К. Избранное: Диагностика нашего времени / К. Манхем. – Москва : Говорящая книга, 2010. – 744 с.
8. Cameron, K. Diagnosing and Changing Organizational Culture / K. Cameron, P. Quinn. – Boston : Addison-Wesley Publishing Company, 1999. – 320 p. 

 

Дата создания: 23.10.2020 08:23
Дата обновления: 18.03.2021 15:46